ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Доступная среда

Информация

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  

В качестве основной цели  в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;

организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;

создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;

расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

совершенствование системы кадрового обеспечения.

В  школе  созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

школа реализует адаптированные  программы начального общего и основного общего образования  для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование дистанционных образовательных технологий;

прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 

по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование;

вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает учитель –дефектолог, педагог-психолог, учитель –логопед,  и медицинский работник;

для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации  по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.

В школе имеются кабинеты физики, химии и биологии для проведения практических и лабораторных занятий.

·         В школе функционируют кабинет педагога-психолога и кабинет учителя-логопеда, оснащенные развивающими пособиями и дидактическими играми. 

·         Доступ к библиотечному фонду для детей с ОВЗ предоставлен на общих основаниях. Школьная библиотека располагается на 1 этаже.

·         Спортивные залы не оборудованы для занятий спортом детей с ОВЗ.

·         обучающие обеспечены необходимыми учебниками, учебными пособиями необходимыми для занятий.

·         вход в образовательное учреждение оборудован пандусом;

·         в школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся. Питание детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих условиях.

·         На основании Постановления Администрации Суджанского района Курской области от 20.06.2018г. №326 «Об организации бесплатного питания обучающихся из малоимущих и ( или) многодетных семей , а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях Суджанского района Курской области» обеспечены горячим питанием бесплатно.

·         Обучающиеся с ОВЗ, осваивающие адаптированные основные общеобразовательные программы на дому, предоставляется ежемесячная компенсация двухразового питания на основании Постановления от 20.05.2020г. №342

·     В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся. Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

·   Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинскогокабинета, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен достаточным количеством медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

·         проведение профилактических осмотров;

·         мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

·  осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

·         обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

·         осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. 

·         составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждого класса.

·  Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. В начальной школе проводятся: подвижные и малоподвижные игры, физминутки.

·         В школе функционирует ППК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

·         Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не имеется.

·         Общежития и интерната не имеется.

 

 

                                       ********************************************************

 

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».  


УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

В качестве основной цели  в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ «Замостянская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области  рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

-     обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования; 

-    организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; -

-     сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

-    создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ;

-    расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

-    совершенствование системы кадрового обеспечения.

В общеобразовательной организации  МКОУ «Замостянская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями    здоровья и детьми-инвалидами

-       школа реализует специальные   программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; 

-    по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  обучение по адаптированным образовательным программам; 

-     вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения; 

-    для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

 

ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

 

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программhttp://fgosreestr.ru/. Данные  программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.

 

СЛУЖБЫ ГОРОДА КУРСКА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

 

п/п
Наименование  организации, учреждения
Адрес, контактные телефоны
Оказываемые услуги
1.
МКОУ «Центр диагностики и консультирования «Гармония»
 г.Курск
ул. Институтская, 48
т. 53-65-15
Образовательные услуги, консультативная и информационная помощь детям, семье и педагогическим работникам города
2.
Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» ежедневно круглосуточно, бесплатно и анонимно
58-52-00
8-800-2000-122
Помощь и поддержка в трудной жизненной ситуации, а также кризисной ситуации
3.
ОБОУ «Курский областной центр психолого- медико-социального сопровождения»
г.Курск
ул. Кирова, 7
т. 51-14-75
Психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков, консультативная помощь
4.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г.Курска
г.Курск
Ул. Почтовая д.18а
т. 51-25-34
Психолого-медико-педагогическое обследование детей
5.
Кабинет социально-педагогической помощи
г. Курск
Ул. Гагарина, 4
Т. 37-49-34
Социально-педагогическая помощь детям и подросткам, осуществление защиты интересов детей и подростков
6.
Кабинет социально-педагогической помощи
г. Курск
Ул. Каширцева, 5
Т. 25-07-50
Социально-педагогическая помощь детям и подросткам, осуществление защиты интересов детей и подростков
7.
Кафедра психологии ГОУ ВПО «Курский государственный университет»
т. 56-80-64
т. 56-61-38
Консультативная помощь
8.
Психологический центр Черноземья
г.Курск
ул. Добролюбова 15 А, 4 этаж
т. 8-920-728-71-11
Психолог, дефектолог,
коррекционные занятия(платно)
9.
Детский центр психического здоровья
Ул. Овечкина, 21 А
Консультация психиатра, невропатолога
10.
Психологический центр «Психея»
Г. Курск
Ул. Гайдара д.11
Т. 52-82-61
8-903-872-95-31
Услуги психолога
11.
Психологический центр «Доверие»
Г. Курск
ул. Орловская д.1
Психологическая помощь
12.
Телефон доверия ГУ МЧС России по Курской области Служба спасения
51-00-22
112
Экстренная помощь
13.
ОКУ «Курский центр для несовершеннолетних»
г. Курск
Ул. Краснознаменная, 20
т. 6-10-80,
6-77-32
Оказание помощи семье в кризисной ситуации, реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
14.
ОКУ  «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»
г.Курск Ул.Семеновская д.78
Образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья
15.
ОБОУ «Курский областной центр диагностики и консультирования «Новые технологии»
г.Курск ул.Дзержинского, 90-А
Психолого-педагогическая и медико-социальная консультативная и методическая помощь детям-инвалидам и их родителям.
16.
Телефон доверия Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Курской области круглосуточно анонимно
т. 56-11-00
Экстренная помощь семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

 

 

 

 

 

КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГАРАНТИРОВАНО ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?

 

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.  

 

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

 

РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ, РЕГУЛЯРНО ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ НЕ МОЖЕТ. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭТОГО ПРЕДУСМОТРЕНЫ В ЗАКОНЕ?

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

МОЖНО ЛИ ОСТАВИТЬ НА ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРИЧИНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?

 

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

 

ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО РОДИТЕЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА ИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ В ОБЫЧНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ?

 

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ). 

Однако при таком переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ). Представляется, что такие условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, надо иметь в виду, что реализация инклюзивного образования не должна нарушать права других обучающихся на получение общего образования.
В связи с этим, представляется, что исходя из интересов ребенка перевод из отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, в рядовую общеобразовательную организацию возможен при условии создания в ней специальных условий для получения образования согласно особенностям организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (часть III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

 

РЕБЕНОК-ПЕРВОКЛАССНИК ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСВАИВАЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РОДИТЕЛИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОБСЛЕДОВАТЬ РЕБЕНКА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

 

Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).

 

Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (ст. 63 Семейного кодекса РФ, п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 Семейного кодекса РФ). Действующим законодательством предусмотрена семейно-правовая, административная и даже уголовная ответственность родителей в случае ущемления прав и законных интересов детей.

 

Право на образование в Российской Федерации является одним из неотъемлемых конституционных прав граждан, само же образование рассматривается законом, прежде всего, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Поэтому ненадлежащее поведение родителей, обязанных заботиться об обеспечении прав ребенка в области образования можно приравнять к отказу от попечения. В таком случае на должностных лиц образовательных организаций, которым стало известно о данной ситуации, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ).

 

В содержании обращения в уполномоченные органы целесообразно дать развернутую характеристику сложившейся ситуации с ребенком, представить психолого-педагогический анализ, описать поведение родителей, меры, предпринятые образовательной организацией. Органы по защите прав детей, являясь органами власти, обязаны рассмотреть обращение по существу и дать образовательной организации ответ в течение месяца.

 

 

 

ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.