Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок по теме "Инструменты графического редактора: эллипс, кривая" 5 класс

Методическая копилка - Информатика и ИКТ

Предмет: информатика
Класс: 5
Учитель: Касименко Наталья Ивановна

Тема урока: «Инструменты графического редактора: эллипс, кривая».

Цель: закрепить навыки работы в растровом графическом редакторе Paint, проследить связь информатики с изобразительным искусством.

Задачи:

  • Образовательные:  
-        привитие обучающимся техники создания изображений с помощью инструментов рисования геометрических фигур;
-        закрепление основного программного материала в процессе выполнения практической работы;
-        знакомство обучающихся с техникой росписи пасхальных яиц.
  • Развивающие:
-        содействие развитию композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
-        развитие творческого воображения;
-        создание условий для развития у обучающихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;
  • Воспитательные:
-        содействие осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;
-        воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, практическая.

Материалы и оборудование: компьютеры с системой MS Windows и графическим редактором Paint, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация по теме урока, карточки учета знаний.

Ход урока: 

1.          Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствую обучающихся, представляюсь.

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Пожелаю я для всех
Пусть впереди вас ждет успех. 

Возьмите соседа за руку, поднимите вверх, сожмите покрепче, пожелаем друг другу удачи.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы с вами превратимся в художников! Но у настоящего художника должна быть палитра и краски!? Чем больше художник использует в своей работе красок, тем лучше его картины!

Перед вами на столах палитра красок, но краски еще не использованы, их вы будете открывать в процессе урока, а то, сколько цветов вы сможете применить на уроке, будет зависеть только от вашего внимания и знаний.

Подпишите свои палитры на обратной стороне.

palitra
 
2.               Актуализация знаний.

Чтобы открыть первые цвета на палитре нам нужно вернуться к теме прошедших уроков.
Я раздам вам листочки с заданием, ваша задача подписать основные элементы окна графического редактора.

1 задание: основные элементы окна (самоконтроль)

alement

 
Давайте проверим.

Кто не допустил ни одной ошибки, может в своей палитре открыть 3   цвета. Кто допустил 1-2 ошибки – 2 цвета. Кто 3-4 ошибки – 1 цвет.

Возьмите вторые листочки. Перед вами панель инструментов, подпишите название уже знакомых вам инструментов.

2 задание: панель инструментов (взаимоконтроль)

panel
Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Внимательно проверяйте задания. Подпишите число правильных ответов.

 Снова вернёмся к нашим палитрам. Если вы не допустили ни одной ошибки, то открываем ещё 3 цвета. Кто допустил 1-2 ошибки – 2 цвета. Кто 3-4 ошибки – 1 цвет.

 3.                  Постановка учебной задачи.

Я вижу, вы уже много знаете, а хотите узнать что-то новое, чему – то ещё научиться?

Тема сегодняшнего урока «Инструменты графического редактора: эллипс, кривая».

На прошлых уроках вы познакомились с графическим редактором, освоили способы работы с некоторыми его инструментами. На сегодняшнем уроке мы продолжим работать в редакторе Paint, познакомимся с такими инструментами, как эллипс и кривая.

Сейчас мы с вами станем мастерами и будем расписывать поднос, но не при помощи масляных красок и кистей, а при помощи графического редактора Paint.

Подносы какой формы вы видели? При помощи каких инструментов рисования можно задать форму подноса? (ответы обучающихся).

Мы с вами распишем поднос овальной формы.

Вот что у нас должно получиться (демонстрирую поднос). Обсуждаем составные части рисунка, блики, окантовку.

podnos
 

4.                  Открытие нового знания.

Давайте вспомним, как открывается графический редактор? (ответы детей)

 Я приготовила заготовку для нашего рисунка.

Начнём мы с рисунка стебля. Воспользуемся инструментом кривая.

  1. Выбираем инструмент Кривая.
  2. Выбраем толщину линий.
  3. Выбираем цвет для рисования.
  4. Рисуем отрезок.
  5. Чтобы зафиксировать положение линии отпускаем кнопку мыши.
  6. Щелкаем в стороне от линии и, не отпуская кнопку, меняем форму линии.

В центре подноса изображены листья. Их так же можно нарисовать с помощью инструмента кривая
Мы создали контур листика. Теперь его нужно закрасить.
С помощью каких инструментов это можно сделать?
Что произойдет, когда контур закрашиваемой области имеет разрыв?
Как исправить ситуацию? (ответы ребят)
Нарисуем второй листок. Что нужно для этого сделать? (ответ ребёнка).

Третий листок рисует у доски ребёнок.

Теперь мы нарисуем ягодки. Какую форму они имеют? Воспользуемся инструментом эллипс. Он имеет 3 способа заполнения. (Называю их и демонстрирую).

  1. Без заполнения. При нажатой левой кнопке контур выполняется основным цветом.
  2. Заполнение фоновым цветом. Контур выполняется основным цветом.
  3. Контур и заполнение выполняются основным цветом.

Для того чтобы нарисовать:

  1. Выбираем инструмент Эллипс.
  2. Выбираем режим заполнения.
  3. Устанавливаем щелчком левой кнопки мыши основной цвет, правой – фоновый.
  4. 4.      Нажимаем левую кнопку мыши и перетаскиваем указатель по диагонали.

Чтобы ягодка получилась круглой, при использовании инструмента эллипс следует удерживать нажатой клавишу Shift.

2 и 3 ягодки рисуют дети (комментируя).

Что бы придать зрительный объём ягодам и листочкам рисуем блики.
С помощью, какого инструмента были внесены изменения? (ответы учеников).
На следующем этапе рисуем прожилки в листве.
Какими инструментами мы будем пользоваться на этом этапе? (ответы детей).
Нам осталось украсить бортики подноса. Сделаем это с помощью инструмента кисть. 

Расскажите алгоритм работы с инструментом Кисть.

  1. Выбрать Кисть.
  2. Выбрать тип кисти на панели разновидностей.
  3. Выбрать цвета для рисования.
  4. Рисовать.

А какой цвет будем применять?

Нам могут понадобиться цвета, которых нет на палитре.

- Как открыть Палитру для изменения? (Двойным щелчком по цвету на панели палитра, или команда Палитра/Изменить палитру).

Расскажите алгоритм изменения палитры.

  1. Выбрать на палитре цвет, который требуется изменить (двойным щелчком по цвету) или в меню Палитра выбрать команду Изменить палитру.
  2. Нажать кнопку Определить цвет. Выбор Оттенка или цветового тона осуществляется по горизонтали, выбор контраста или насыщенности - по вертикали.
  3. Нажать кнопку Добавить в набор.

Добавим в набор новые цвета и воспользуемся ими.  

Вот какой красивый поднос у нас получился. Мы плодотворно поработали, давайте отдохнём.

Физминутка. Упражнение для снятия усталости глаз.

V.   Включение нового знания в систему знаний и повторение

Давайте вернёмся к нашему подносу. Что мы можем на него положить? (ответы детей).

Каждую весну мы отмечаем светлый праздник «Пасху». И неразрывно с этим праздником связан обычай дарить друг другу крашеные яйца.

Красить яйца принято разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскрешения Иисуса Христа его ученики и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая эту радостную весть.

Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом.

Но когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

С тех пор в память об этом событии мы и красим яйца.

Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками.

Яйца, окрашенные в один цвет, называются «крашенками». На «крашенках» можно увидеть отпечаток листочков различных растений, для этого к яйцу ниткой привязывали листок и опускали в красящий раствор.

krash

Другой вид пасхальных яиц – «крапанки» - от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо.

krap

«Драпанки» -
это пасхальные яйца, выкрашенные в темный насыщенный цвет, на скорлупе которых с помощью толстой иглы и ножа с тонким лезвием выцарапывается узор.  Для изготовления «драпанок» обычно используют коричневые яйца, потому что их скорлупа отличается более высокой прочностью, чем у белых яиц.

drap

«Писанки» — это искусно расписанные вручную пасхальные яйца.

pis

Самые распространенные орнаменты на «писанках» - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники (спирали).

yzor

Сейчас мы с вами тоже сделаем настоящее яйцо-писанку.

Нашей мастерской будет компьютерный зал, а рабочей плоскостью – экран монитора. Вы освоили приемы работы с инструментами графического редактора, а теперь попробуем применить ваши знания на практике. Ваша задача – нарисовать яйцо в графическом редакторе, используя все изученные вами инструменты. Если у вас возникнут трудности, вы можете посмотреть алгоритм работы с инструментами в памятке – подсказке, которая лежит у вас на столах.

Прежде, чем занять места за компьютером, давайте вспомним технику безопасности.

Сейчас вы тихо проходите и садитесь за компьютеры.

Сядьте правильно: спинку выпрямите, ноги поставьте под углом 90º, расстояние от глаз до экрана монитора не менее 50-60 см.

Дети самостоятельно рисуют, учитель оказывает консультативную помощь.

Возвращаемся за парты. 

Открыть цвет на палитре.

А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Устроим выставку наших пасхальных яиц.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

А теперь посчитаем, кто сегодня всех больше использовал на уроке красок, а значит, показал отличные знания материала и стал настоящим художником.

Если вы открыли 6-7 цветов – вы получаете оценку «5».
Если 4-5 цветов – «4».
Если меньше 4 цветов – «3».

Поднимите руки, кто заработал оценку «5»; «4»; «3».
ochenki

Ребята, на палитре у вас есть недорисованный смайлик.
Чего не хватает? Давайте дорисуем ему ротик,   и человечек отразит ваше настроение и покажет, было ли вам интересно на уроке.

nastr

Мне было очень интересно с вами работать.

Покажите мне ваши палитры. Я очень рада, что вам было интересно.

Домашнее задание.

Учитель комментирует домашнее задание: нарисовать рисунок с помощью эллипса, окружности, кривой.

Спасибо вам, дети, за урок!