Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

УРОК ПО ТЕМЕ "ДАВЛЕНИЕ" 7 КЛАСС

Методическая копилка - Физика

Тема: Давление

Учитель: Волкова Татьяна Ивановна

Дидактическая цель:

создать условия для осознания блока новой учебной ин­формации и включения субъектного опыта учащихся в процесс познания.

Цели по содержанию урока:

       Образовательная цель — сформировать представления о давлении, помочь уча­щимся осмыслить практическую значи­мость, полезность приобретаемых зна­ний и умений.

     Развивающая цель — создать условия для развития исследовательских и твор­ческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.

     Воспитательная цель — способство­вать привитию культуры умственного труда; создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Тип урока: урок изучения нового мате­риала и первичного закрепления.

   Форма организации познавательной де­ятельности фронтальная, парная, груп­повая, индивидуальная.

         Урок сопровождается компьютерной презентацией, которая содержит необхо­димые для работы рисунки (учитель под­бирает сам в соответствии с текстами заданий, для удобства названия объектов выделены курсивом).

       1. Мотивация и целеполагание.

Предла­гаю начать урок с посещения вирту­ального магазина, где каждый выберет себе по вкусу один предмет из трех пред­ставленных в комплекте вещей:

  1. санки для тех, кто любит на них кататься;
  2. для тех, кто долго и много сидит за компью­тером, предлагаю выбрать кресло или стул, на котором бы вам было удобно сидеть длительное время;
  3. те, кто увлека­ется спортом, пусть выберут спортивный инвентарь, с которым вы пойдете на зим­нюю охоту;
  4. для стильных — на выбор обувь, в которой удобнее ходить зимой, особенно по сугробам;
  5. а те, кто любит долго полежать у телевизора или сладко поспать, выберите удобную для вас кро­вать.

Обоснуйте свой выбор.

Проблема.

Может ли каменное ложе быть мягким, как пуховая перина?

(Да­лее следует обсуждение.)

       Побывав в магазине, вы выбрали нуж­ную вам вещь, обосновали свой выбор с практической, обыденной точки зрения. Я предлагаю вам рассмотреть на уроке материал, который поможет подойти к выбору с научной точки зрения. Какова будет цель нашего урока?

Цель урока получить знания, кото­рые помогут научно обосновать выбор практичных вещей, применить знания на практике.

2. Первичное усвоение материала. По­лучение фактов.

Проведем эксперимен­тальное исследование.

Работа в группах (по желанию выбор формы работы индивидуален).

  •  1.   Исследуйте глубину погружения до­ски с гвоздями шляпками в песок в зави­симости от массы груза (учебник «Физи­ка. 7 класс» А.В.Перышкина, рис. 88 (а), стр. 78).

       Ответьте на вопросы:

Какова цель исследования?

• Изменяется ли сила, с которой до­ска давит на песок при изменении массы груза?

• Куда направлена эта сила? Как эта сила направлена по отношению к поверхности?

• Как зависит глубина погружения от величины действующей силы?

Подготовьте выступление по выпол­ненному вами исследованию, включив в него ответы на вопросы.

  •  2.   Исследуйте глубину погружения до­ски с гвоздями в песок, поставив на нее гирю, в двух случаях (учебник «Физика.7 класс» А.В.Перышкина, рис. 88 (а, б), стр. 78).

     Ответьте на вопросы:

Какова цель исследования?

• Изменяется ли сила, с которой дос­ка давит на песок при повороте доски?

• Как изменяется площадь опоры при повороте доски?

• В каком случае погружение больше?

• Как зависит глубина погружения от площади опоры?

Подготовьте выступление по выпол­ненному вами исследованию, включив в него ответы на вопросы.

  •  3.   Определите, какая конструкция кнопки позволяет прилагать меньшие усилия для ее «вонзания» в дерево.

         Ответьте на вопросы:

• Какова цель исследования?

• Куда направлена сила, с которой вы давите на кнопку? Как эта сила на­правлена по отношению к поверх­ности?

• Одинаков ли диаметр иглы у кно­пок?

• Кнопка с какой площадью иглы требует меньшие усилия для «вонза­ния» ее в доску?

• Кнопка с какой площадью шляпки требует меньшие усилия для «вонза­ния» ее в доску?

• Сделайте вывод: как зависят при­кладываемые усилия от площади иглы и шляпки кнопки?

Подготовьте выступление по выпол­ненному вами исследованию, включив в него ответы на вопросы.

3. Осознание и осмысление учебного материала.

Построение модели.

Обобщим результаты двух исследований.

  • От чего зависит результат действия тела на опо­ру?
  • Какова эта зависимость?
  1. от величины силы давления;
  2. от площади опоры.
  • Как называют силу, с которой тело действует на опору?
  • К какому телу приложена сила давления?
  • Куда и как на­правлена?

 Результат действия силы на поверх­ность зависит от величины этой силы, приходящейся на каждую единицу пло­щади или, иначе говорят, от давления.

Давление — это физическая величина, показывающая, какая сила давления действует на каждую единицу площади данной поверхности.

         Исходя из определения, запишите фор­мулу для расчета давления. Получите еди­ницы измерения давления. Какое давле­ние принимается за давление в Па?

Следствия из модели.

Любая поверх­ность выдерживает только определенное давление.

Если это давление будет выше, то опора разрушается.

Например: чело­веческая кожа может выдерживать дав­ление

3 000 000 Па = 3000 кПА = 3 МПа.  

Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление либо увеличивают, либо уменьшают.

  • Каковы способы изменения давления?
  1. Уменьшение: уменьшение силы давления или увеличение площади.
  2. Увеличение: увеличение силы дав­ления или уменьшение площади.

4. Первичное закрепление учебного ма­териала.

Эксперимент, применение.

Най­дем практическое применение изученно­му материалу.

     1) Обоснуйте свой выбор вещей в виртуальном магазине с научной точки зрения.

     2) Объясните на основе нового мате­риала, почему удобнее спать на кровати, а не на полу?

     3) Может ли каменное ложе быть мяг­ким, как пуховая перина? Что для этого нужно сделать?

     4) Работа по выявлению практического применения давления в природе и технике.

Выбор формы работы — индивидуален (парная, групповая или индивидуальная).

   Как в природе, быту и технике увели­чивают и уменьшают давление?

Инфор­мацию об этом вы можете получить:

  •  из учебника «Физика. 7 класс» А.В.Перышкина, §34, стр. 80 (более простая форма работы);
  •  из анализа рисунков (учитель их са­мостоятельно подбирает) на ком­пьютере (1—2 человека);
  • на основе полученных знаний и собственного опыта (для тех, кто не боится трудностей).

Примеры занести в таблицу:

Уменьшение давления

Увеличение давления

 

 

  Выступление с результатами работы.      

 5. Рефлексия (подведение итогов).

  • Что было изучено сегодня на уроке?
  • Как бы вы сформулировали тему сего­дняшнего урока?
  • Проследим логику изучения нами ма­териала. С чего мы начали?

       I. Отобрали факты из жизни и получи­ли экспериментальные данные.

       II. Выделили основные теоретические положения данной темы.

       III. Исходя из формулы давления, оп­ределили способы изменения давления.

     IV. Нашли практическое применения и подтверждение знаниям, полученным при изучении темы.

       Т.е. мы с вами прошли все четыре эта­па научного познания: от фактов к тео­ретической модели, далее к следствиям из модели и их экспериментальным под­тверждениям.

  • Что интересного запомни­лось вам на уроке?
  • Что оказалось для вас полезным?
  • Как вы оцениваете свою де­ятельность, активность на уроке?
  • На какие вопросы вы не получили ответа?

 6. Информация о домашнем задании.

§33, 34 (учебник «Физика. 7 класс» А.В.Перышкина),

упр. 12 (1—2), упр. 12 (3—4).

Дополнительное задание: Йоги спят на доске, утыканной гвоздями (ос­трием вверх). Оцените, из скольких гвоз­дей должно состоять ложе для вас, счи­тая, что острие каждого гвоздя имеет площадь 0,1 мм2, а человеческая кожа выдерживает давление 3 МПа.

 Литература

1. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, тех­нологии: Монография. — Волгоград: Пере­мена, 2000.

2. Лукьянова М.И. Теоретико-методологиче­ские основы организации личностно ориенти­рованного урока // Завуч. Управление совре­менной школой. — 2006. — № 2. — С. 5—12.

3. Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровнях // Физика в школе. — 2005. — №8.-С. 4-13.