Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

УРОК ПО ТЕМЕ "М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. БОРОДИНО. ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО РУССКИХ СОЛДАТ"

Методическая копилка - Литература

Сценарный план урока (5 класс)

Учитель русского языка и литературы Бахтоярова Татьяна Николаевна.

Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино. Героизм и мужество русских солдат».

Цель урока: знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова, воспитание лучших нравственных качеств путем анализа эпизодов стихотворения.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД                                                                                

Предметные результаты: умение читать и понимать художественное произведение.

Метапредметные результаты: умение аргументировать ответ, работа с дополнительными источниками.

Личностные УУД: развитие системы нравственных ценностей (патриотизм, героизм), воспитание любви к   Отечеству.

Регулятивные УУД: выполнение учебной  задачи через диалог учителя с учениками.

Познавательные УУД: вызвать интерес к стихотворению, умение анализировать эпизоды и отвечать на вопросы.

Коммуникативные УУД: умение дополнять ответы обучающихся.

Основные понятия: сюжет, композиция, патриотизм, историческая основа, динамика стихотворения.

Межпредметные связи: литература, живопись, история.

Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, репродукции картин С.Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва».

                                            Ход урока.

I.Оргмомент

Учитель сообщает цель урока. Вступительная беседа.

-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости   всего народа?

 Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий - Бородинское сражение 1812 года, о том, как оно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.

II. Знакомство с автором.

Подготовленный ученик рассказывает об известных фактах биографии

М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации 1.

III. Историческая основа стихотворения «Бородино»

Подготовленные заранее ученики рассказывают о Бородинском сражении.

Показ презентации 2.

-Как об этом событии рассказывает поэт М.Ю.Лермонтов?

«Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

 IV. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Презентация 3. Одновременно с чтением текста показываются слайды, которые иллюстрируют текст произведения.

V. Прослушивание чтения фрагмента стихотворения в записи. Исполняют нар. арт. России А.Пожаров, А.Тынкасов.

Просмотр видеофильма.

VI. Работа с малоизвестными словами в стихотворении.

   Учащиеся знакомятся с лексическим значением устаревших слов.

 Показ презентации 4.

VII. Беседа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».

 -О каком событии рассказывается в стихотворении?

-Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

-Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?

(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

 -В чём особенность построения произведения? (Деление на строфы, диалог)

-Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)

-Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?

(чтение 1 строфы)

-С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?

-Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?

Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете

рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7 строфы.)

 -Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

 Вывод: Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

 -От какого лица ведёт повествование старый солдат?

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»).                        

«я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным:

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

 «Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

-Каким был бой?

 (Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

 -Какие чувства выражены в стихотворении?

(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)

 -В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

VIII.Работа с тестами (2 варианта, разные по сложности)

Проверяется восприятие текста стихотворения учащимися, осмысление содержания прочитанного.

 IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Выразительное чтение наизусть стихотворение «Бородино» (отрывок).