Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок по теме "Комплексный анализ текста" 5 класс

Методическая копилка - Русский язык

Учитель: Волкова Валентина Николаевна
Класс: 5 

Тема урока: "Комплексный анализ текста"

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков обучающихся.

 ЦЕЛИ УРОКА:

 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания.

 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, речевого этикета, формирование навыков контроля и самоконтроля.

 3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

 Оборудование: тетради учащихся, учебники по русскому языку и литературе, Тематические тесты под редакцией Л. И. Мальцевой, карточки, презентация.

 ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

  •  Подготовка учащихся к работе на уроке.
  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Визуальный контроль готовности к уроку.
  • Работа с журналом.

 - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Вы у меня молодцы! Верьте в себя, и у вас все получится! Я в вас верю! Желаю вам удачи! Улыбнитесь друг другу, и в путь…

 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать с текстом. Тема нашего сегодняшнего урока «Комплексный анализ текста». Но сначала я бы хотела спросить у вас: действительно ли так важно быть грамотным? Только одно условие: ответите на мой вопрос, когда посмотрите инсценировку. Пожалуйста, артисты.

(Сценка из драматической сказки Маршака «Двенадцать месяцев». Учебник литер-ры, с. 84-86)

- Каков же ваш ответ?

1) Ребята, а все ли слова вам были знакомы? Может быть, с какими-то из них вы встретились впервые? Какое лексическое значение имеют эти слова: РЕСКРИПТ, РЕЗОЛЮЦИЯ, ХОДАТАЙСТВО? (Записать слова в тетради-справочники)

-Мы с вами говорим о лексическом значении слов. А какой же раздел изучает слово и его лексическое значение?

- Лексика, лексикология (Предполагаемые ответы уч-ся)

- Полезно ли это для человека: узнавать значения новых слов? Что за пользу мы получаем с вами? Что такое лексикон? Какая справочная литература должна стать вашей настольной книгой? (Словарь)

2) -А вы выполнили домашнее задание к сегодняшнему уроку, ребята? Что вы должны были сделать? Карточки подготовили? Познакомьте друг друга с новыми словами. (ЭТИКЕТ, СОБЕСЕДНИК, КОМПЛИМЕНТ, ОБРАЗОВАННОСТЬ, ВОСПИТАННОСТЬ)

 ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

 3) - Откройте пособия Мальцевой на стр. 73. Это тест 3. Читаем текст и анализируем его.

Ребята, догадались ли вы, откуда я брала слова для вашей домашней работы? А зачем?

На странице 74 выполняем предложенные к тексту задания А1-А5. Выбираем только один вариант ответа. Каким правилом руководствуемся: сначала думай, а потом пиши или наоборот?

Физминутка.

Буратино 
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
 Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
 Нужно на носочки встать.

Выполняя задания В1-В8, ответы записываем словами или цифрами. Это ВАЖНО!

 Дополнительные вопросы к тексту:

  1. С помощью какого средства связи соединены в тексте 3 и 4 предложения, а 5 и 6? (Повтор словосочетания «речевой этикет»)
  2. Сколько микротем в этом тексте? (4)
  3. Чем осложнено 1 предложение? (однородными членами)

 Игра «Четвертый лишний»: корова, лошадь, овца, медведь;

                                                   Тетрадь, журнал, блокнот, ручка;

                                                   Врач, «Скорая помощь», лекарство, троллейбус.  

(Из каждой группы слов исключите одно лишнее)

 - Я предлагаю вам еще одно задание ребята творческого характера. У вас на столах лежат листочки с текстом, в котором пропущены слова. Вам нужно этот текст доработать. Текст о лесе.

 ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

 Стр. 76 написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Запомнить значения новых слов.

 ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА.

 -Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось ее решить?
- Где можно применить знания?

(Показ презентации).

(Самооценка работы на уроке)

  1. Усвоил весь материал – 6 б.
  2. Со всеми заданиями справился – 5 б.
  3. Усвоил частично – 4 б.
  4. Мало, что понял – 3 б.
  5. Допустил ошибки – 2 б.
  6. Не справился – 1 б.