Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Интегрированный урок на тему "Число. Имя числительное"

Методическая копилка - Математика

Учителя:
Володькова Светлана Александровна.
Куденцова Галина Павловна

 Интегрированный урок на тему «Число. Имя числительное» (2 ч)

Цель урока: добиться, чтобы учащиеся знали:

  1. чем отличаются числа от имени числительного;
  2. в чем состоят особенности склонения числительных;
  3. где можно услышать соответствующее языковой норме употребление      числительных в устной речи;

        умели:

  1. отличать число от числительного;
  2. грамотно записывать число и числительное;
  3. грамотно употреблять в устной речи числительное;
  4. пользоваться справочными материалами (учебниками математики и русского языка, материалами для внеклассной работы по русскому языку и математике).                            

       Показать учащимся глубокую взаимосвязь разных наук.

 Ход урока.

                                                       1этап

1. Вступительное слово учителя математики.

     (Почему урок речи объединяет учителей русского языка и математики)

2. Задание: письмо по памяти.

Приобрел я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло завязал,

Чтоб в мороз не замерзал.

А жираф сказал: «Смотри!

Еще нужны мне тридцать три».

 Учитель русского языка собирает и проверяет работы к следующему уроку.

3. Выразительное чтение этого стихотворения одним из учеников.

4. Задание: назвать слова, обозначающие числа.

5. Учитель русского языка объявляет тему урока, записанную на доске: «Число и имя числительное».

6. Учитель математики предлагает учащимся прочесть отрывки из стихотворений В.Хотомской (отрывки напечатаны на листах для каждого учащегося):

 3-три.

Есть у нас 3 сес3цы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3ж,
С3чь она мастерица-
Приходи к ней, малыш!            

 100-сто.

У про100го 100рожа-
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вместо двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
    (Перевод       Л.Кондратенко).

 Вопросы к классу:

Почему трудно читать эти тексты?
К какому стилю они принадлежат?
Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и когда буквами?
Какая запись числа принята?

Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное» (Ученики пытаются сделать вывод о значении имени числительного как части речи, об употреблении его в научном и художественном тексте.)

 7. Работа с текстом:

Известный русский писатель А.Н.Толстой в повести «Детство Никиты», рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение- черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…»- прочел Никита. И сейчас же представился ему этот купец из задачника.

Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту».

 Вопросы к тексту:

(Учитель русского языка)

  1. Что мешало мальчику решить задачу?
  2. Что помогло бы мальчику в решении?
  3. В каком стиле написан текст?
  4. Каковы приметы научного стиля?
  5. Каким должен быть стиль текста?

(Учитель математики).

  1. Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?

  Краткое условие задачи на доске:

           10 аршин по 3 р. 64 к.
           10 аршин по 2 р. 36 к.

 Ребята записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные.

Учитель русского языка корректирует речевые погрешности.

                                      2 этап

Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений.

Работу ведет учитель математики( и корректирует речь учащихся).

В работе используется учебник математики Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова и др.

  1. Чтение параграфа об особенностях употребления числительных: при чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x, у, z- мужского рода, а названия остальных латинских букв - среднего рода. Склонять название букв в математике не принято.

Например:

Х+25=50-сумма икс и двадцати пяти равно пятидесяти;
Х=25     - икс равен двадцати пяти;
Р-18=20 –разность пэ и восемнадцати равна двадцати;
Р=38       -пэ равно тридцати восьми.

 Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже.

Например:

175*60       -произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;
80*(x+70) -произведение восьмидесяти и суммы x и семидесяти;

 Вопрос учителя: как читают числа в сумме и разности? В каком падеже стоят числительные после знака равенства?

 Чтение правил учебника математики: в сумме и разности числа читают в родительном падеже, вместо знаков «+» и «-« говорят «сумма» и «разность».

Например:

32+78     -сумма тридцати двух и семидесяти восьми;
433-96   -разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести.

При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов:

Глагол вычесть требует предлога из.
Глагол отнять требует предлога от.

Например:

Из ста шестидесяти вычесть десять;
Или
От ста шестидесяти отнять десять.

 Вопрос: какие особенности чтения примеров вы запомнили? Приведите свои примеры.

 2.Игра «Эксперт».

В ходе игры ребята решают примеры и уравнения устно. При оценке учитывается и знания русского языка и знание математики. Учителя назначают двух ребят из класса экспертами по математике и речи. Поскольку, эксперт- это специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса, ребята понимают, что эксперт- человек знающий свое дело, поэтому на предварительных уроках русского языка и математики проводится конкурс на право быть экспертом на интегрированном уроке. Таким образом, у всех учеников будет стимул проявить знания и умения при подготовке к необычному уроку, чтобы иметь возможность побывать в роли учителя, самоутвердиться, закрепить свои знания, развить умение говорить с большой аудиторией, навыки культуры общения.

Эксперт по речи следит за культурой речи, корректно исправляет ошибки в произношении, эксперт по математике исправляет ошибки в вычислениях. Математические примеры для этой игры могут быть из учебника или заранее написаны на доске.

 Если ошибка в произношении или вычислении не замечена экспертами, учителя, как главные эксперты, должны обратиться к классу с вопросом:

-Какие ошибки не были замечены?

Таким образом, оба учителя формируют начальные навыки употребление числительных в конкретной речевой ситуации - на уроках математики.

 Учитель русского языка проводит беседу:
Как записывают число в математике и как в русском языке?
В чем разница записи?

 Словарный диктант( с устным комментарием учеников об особенностях правописания числительных; указываются виды орфограмм):

Восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. (Эти слова обязательны для запоминания в 5 классе).

                                       3 этап

Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

 1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений. Это задание может быть заранее подготовлено несколькими учениками. Можно использовать хрестоматию по литературе для 5 класса.

Из сказки Жуковского «Спящая царевна»:

И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал,
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?

 Из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…

 Назовите авторов и названия этих произведений, из которых взяты эти отрывки. Найдите числительные.

(чтение знакомого художественного текста после проведенной работы заставляет по-новому вслушаться в известные строчки, вспомнить талантливых русских писателей, их владение родной речью)

 2. Игра    «Кто больше?». Ребята вспоминают названия произведений, где встречаются числительные. Можно подбирать загадки, пословицы, поговорки, содержащие числительные.

 3. Чтение сказки Ф.Кривина "Таблица умножения».

На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику - это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства.

-Равняйтесь! - командует Знак Равенства.

И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всем точность. Таблица умножения – суровая дисциплина, но числа подчиняются ей легко и охотно.

Эта сказка в увлекательной и доступной форме дает образец употребления имен числительных в речи. Можно попросить ребят найти в тексте числительные и оценить, насколько правильно в речевом отношении они употреблены. Эта сказка станет и образцом для домашней творческой работы.

В заключении можно организовать прослушивание речи диктора (прогноз погоды) как эталона правильного употребления числительных. (Прогноз погоды заранее записать на любой носитель информации).

                                  4 этап.

Итоги урока.

Беседа:
что нового вы узнали?
чему научились?
было ли интересно?

 Домашнее задание: сочинить сказку, в которой есть числительные.

 Пример детского сочинения – сказки ( читает учитель русского языка).

«Десять цыплят.

Жили – были на опушке леса в маленьком уютном домике одна курочка со своими десятью маленькими цыплятами. Каждый день она выходила с ними на небольшую прогулку. Цыплятам было по одному месяцу. На прогулке они изучали природу. Курочка рассказывала обо всем и учила быть добрыми. Цыплятам было очень интересно.

Но однажды недалеко от них в лесу поселилась семья лисиц. В семье было два лиса, три лисицы, четыре лисенка. Раньше они жили в соседнем лесу. Лисицы учили своих лисят быть хитрыми и злыми. Как – то утром на тропинке повстречались лисята и цыплята. В природе они были врагами. Но поскольку они были еще маленькие, они подружились и стали играть на полянке вместе. Когда к ним пришла курочка, она очень испугалась. Но, подумав, обрадовалась: может быть у ее десяти цыплят будут теперь на четыре врага меньше».

 По желанию учащихся можно сочинить стихотворение, в котором используются числительные. Пример: учитель математики читает стихотворение Е. Паина

«Треугольник и квадрат»
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший- квадратный,
Добродушный, приятный,
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре»
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я - квадрат».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратом,
А проснешься без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он – нет квадрата…
Онемел…Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!